Бхригу, борющийся со змеями, означает тяжбу между космическим сознанием и привязанным ко времени сознанием человека. В первой книге Махабхараты содержится аллегория об ученике, обманутом хитрым змеем Такшакой. Постепенно это приводит к значительному событию - великому жертвоприношению змей, проведенному потомком Панду. При этом предполагалось сжечь в жертвенном огне всех змей мироздания - основной целью было избавить мир от Такшаки. Много тысяч змей было сожжено, но Такшака спасся, так как ритуал был прерван на середине и был завершен лишь заменой его оставшейся части на чтение текста Махабхараты. Многие божественные змеи также при этом спаслись. Жертвоприношение было остановлено по благородной просьбе великого риши Астики, отец которого был потомком Бхригу, а мать происходила от змей. Все эти истории образуют часть ритуалов, проводимых в подражание космическим и микрокосмическим явлениям, имеющим отношение к видимому противостоянию и истинному взаимоотношению между творческой и воспроизводительной деятельностью.
У рядового человека деятельность низшего полюса противостоит деятельности высшего, у ритуалиста же они являются взаимодополняющими подобно действию двух полюсов магнита и двух полюсов Земли. Полярности между Землей и Луной, Землей и Солнцем, и Луной и Солнцем - все являются взаимодополняющими, хотя с виду кажутся противостояниями. Они подобны таким парам, как тепло и холод, ночь и день, жизнь и смерть и т.п.
То, что Такшака выжил при жертвоприношении змей, показывает, что существование и сохранение низшего полюса есть космическая необходимость, и в нем нет ничего плохого или неправильного.
Объяснение других ведических ритуалов, символов и традиций вы найдете в книге Э. Кришнамачарьи "Ведические символы и традиции", которую можно приобрести в нашем магазине "Намосте Индия" по адресу: площадь Горького, 4/2, цокольный этаж или онлайн:
vk.com/namoste.india.